Парикмахеры в Российской Империи

Разное

Парикмахеры работали в парикмахерских, как тогда назывались парикмахерские. Однако самих парикмахерских было немного, и они мало способствовали развитию парикмахерского искусства. Парикмахерское искусство развивали придворные цирюльники дореволюционной России, имена которых почти не сохранились до наших дней. Однако рассказы о придворных парикмахерах столицы моды России — Санкт-Петербурга сохранились. Такие придворные цирюльники чаще всего селились в частных дворах, в хозяйственных постройках к главным корпусам — отсюда парикмахерские цирюльники назывались придворными цирюльниками.

Как стать идеальной любовницей

Например, до наших дней дошла история придворной парикмахерской на Большой Морской улице, 17 в Санкт-Петербурге.

Стрелкой отмечено место, где жил старейший придворный парикмахер Петербурга. Такое расположение было характерно для дореволюционной России — во дворе жили придворные парикмахеры, поэтому их называли придворными парикмахерами. Именно в таких местах создавалось парикмахерское искусство Российской империи.

Судя по объявлению в газете 1731 г., обойщик Роспорт-Росботт имел дом на нынешней улице Большая Морская, 17 — по крайней мере, до городского пожара, в котором он, вероятно, погиб вместе со многими другими петербуржцами. В 1759 году его наследники объявили о продаже дома с аукциона. В 1761 году дом продали петербургскому купцу Бенедикту Лицману, который снова продал его через 10 лет, в 1771 году, портному Иоганну Георгу Фридгофу. Наследники Фридгофа, его сын Иоганн II и дочь Анна-Катерина, в 1809 г. передали здание ювелиру Ф. Мерцу, который с 1802 г. держал в здании (во дворе, в углу перед конюшнями, в углу перед конюшнями) ювелирный магазин. ленинградский Цирулик открыт до сих пор) и придворный цирюльник.

Семья Мерцевых постепенно обеднела, а купеческая семья Малаховых, переселившаяся с 1837 года и купившая у семьи Мерцевых тогда несуществующий четвертый этаж, разбогатела; в 1875 году Малаховы выкупили у семьи Мерцевых последние комнаты и перестроили дом. В 1875 году месту частной парикмахерской (где до сих пор находится Ленинградская парикмахерская) был придан новый облик: старое деревянное здание было снесено и построена новая кирпичная пристройка — угловая пристройка к дому, в которой, опять же, в самом углу была частная парикмахерская. Напротив открылся могущественный конкурент ювелирному бизнесу магазин Карла Фаберже, решивший судьбу дома. Украшения Mertz там покупали все меньше и меньше.

В 1898 году владение домом стало менее прибыльным, и Малахи продали его французской компании по страхованию жизни Urbain, для которой дом не был штаб-квартирой. Поэтому через два года, в самом начале 20 века, дом уже был продан Ольге Риккер, дворянке, известной журналистке и писательнице.

В то время парикмахерскую сдавали в аренду за хорошие деньги. Известно, что в 1916 году все здание стоило 140 000 злотых рублей. Во время революции парикмахерскую закрыли, поскольку она была частной, хотя парикмахерские услуги здесь оказывались до конца НЭПа.

Сегодня в этом доме, на заднем дворе, за книжным магазином, находится Ленинградская парикмахерская, которая чтит память и светлую историю этого необыкновенного дома и места, где с 18 века жили шикарные парикмахеры….

Немногие из более подробных историй о придворных парикмахерах дореволюционного Санкт-Петербурга сохранились.

Французские парикмахеры, традиционно считавшиеся лучшими в мире, были первыми парикмахерами в России; работали на Лубянке, на углу Неглинной и Кузнецкого моста, у дома Купеческого общества, в Солодовниковом проезде.

Парикмахеры несли громоздкие сундуки, наполненные замысловатыми инструментами и духами.

Неизменно они носили на шее деревянный стул, на котором сидели покупатели на улице. Появление парикмахера на улице всегда было событием. Тут же собралась вокруг них болтовня, и прохожие останавливались, чтобы послушать их клоунские байки: «Бримся, подстригаем бобрами, лечим подлых людей, делаем проплешины, крутим кудри, накручиваем локоны и причесываемся, бока причесываем, парик моем, открываем кровь, стрижем мозоли, покупаем и стрижем косы, клеим мух, стрижем и бреем. Банки, пиявки, набор степных степей!».

Эти пословицы составляют определенный перечень работ и услуг, выполняемых парикмахерами.

Как мы уже упоминали, парикмахеры, кроме табуретки, имели еще и приспособление. Там были ланцеты, несколько видов ножниц, широкие бритвы, сосуд для хранения живых пиявок, элементарные медицинские инструменты, таинственные лекарства в темно-синих флакончиках, а также какая-то «помада собственного производства, рекомендованная для истончения волос»… Цирюльник в России была уникальной профессией, охватывающей не только парикмахерское мастерство, но и обязанности врача общей практики: он производил кровопролитие, вырывал зубы и даже лечил раны.

Странствующие цирюльники обладали высокой квалификацией в парикмахерском искусстве, чем часто гордились. У каждого из них была своя клиентура и собственное удостоверение личности. Один управлял, например, недорогими городскими банями, второй ездил домой «по приглашению», а третий работал в дорогом модном салоне.

Парикмахерское дело начало вымирать в 1890-х годах. Его даже запретили. На смену пришла парикмахерская.

В дореволюционной России парикмахерских школ не было. Обучение проходило «по-мальчишески». Да и старые мастера не спешили делиться своими профессиональными секретами.

В 1860 году русские чемпионы Агапов и Андреев заняли первое место в соревнованиях. А в 1888-1890 гг. Иван Андреевич Андреев получил ряд наград за свои прически и почетный диплом Почетного профессора парикмахерского искусства.

В 1886 году за участие во Всероссийской выставке он был награжден Большой серебряной медалью. А когда в 1888 году он принял участие в конкурсе в Париже и сделал три прически, то поразил высокое жюри и был награжден Бриллиантовой академической пальмой.

В 1900 году на Всемирной выставке в Париже он получил награды «За искусство», Золотой крест и Диплом, подтверждающий звание полностью почетного профессора парикмахерского искусства. После этого Андреев стал признанным профессором парикмахерского искусства и был приглашен в качестве члена жюри, эксперта на выставках, конкурсах и парикмахерских шоу. Он побывал во многих европейских столицах.

С конца 19 века повсеместно в крупных городах России открывались школы, проводились съезды парикмахеров, выходили специализированные журналы типа «Парикмахерское искусство» (с 1894 г.) и «Российский общий парикмахерский журнал» (с 1913 г.). были опубликованы.

Оцените статью
Секреты красоты