В гардеробе каждой женщины обязательно должно быть что-то кружевное — если не весь предмет одежды, то что-то отделанное кружевом — точно. Кружево в одежде, в различных формах не покидает коллекции «от кутюр» и «прет-а-порте». Я уже не говорю о белье и свадебной моде… Нежное, изящное, изысканное кружево подчеркивает нашу женственность! Конечно, сегодня, за небольшим исключением, мы имеем дело с кружевом машинного производства. Но машинные кружева не производились до 1830-х годов, а до этого только тонкие пальцы искусных женщин создавали красивые узоры.
Классическое кружево бывает двух видов – игольное и плетеное на катушках. Иглы, гораздо более трудоемкие и потому очень дорогие, украшали одежду богатых людей, а тканые кружева были распространены в народном костюме.
Точно неизвестно, где и когда появились кружева. Некоторые историки моды ищут «ажурные ткани» в старинных книгах и даже в Библии, но, скорее всего, это была вышивка на тонкой ткани. Кружево в классическом понимании было создано в Европе примерно на рубеже 15-16 веков, а его родиной считается Италия. Знаменитое венецианское кружево сначала выглядело очень просто — узкие полосы с простым геометрическим орнаментом, самое известное из них — «ретичелла» (решетка). Постепенно узоры усложнялись изображениями цветов, листьев, животных, людей. Шили гипюр из хлопчатобумажных и льняных нитей, а для коклюшечного кружева использовали шелковые и шесть разных цветов, золотые и серебряные нити. Помимо Венеции, центрами «кружева» были Флоренция, Генуя и Милан. Только в 16 веке в Италии было издано 22 (!) книги с выкройками кружевных изделий. Не желая раскрывать секрет кружевоплетения, правительство Венецианской республики запретило мастерам Бурано покидать город и обучать иностранок.
Вторым по значимости центром кружевоплетения, несомненно, является Фландрия (современная Бельгия и часть Нидерландов). Именно оттуда ведет свою историю знаменитое фламандское или брюссельское кружево. Их шили только из местного полотна высочайшего качества, которое пряли в ужасных для рабочих условиях — только в сырых помещениях, чтобы нить сохраняла свою эластичность. Кружево было не белым, а розоватым из-за особого оттенка полотна. Орнаменты плелись самые разнообразные, а фоном служил нежнейший кружевной тюль. «Валансьен», «бенш», «малина» — это лишь некоторые из разновидностей фламандского кружева.
Часто встречающееся в романах «брабанское кружево» — более простой и грубый тип, которым чаще украшали мужские костюмы. Интересна история гипюрового кружева «Англер» — это не английское кружево, как можно подумать, а кружево Фландрии, названное так из-за контрабанды в Англию, куда ввоз иностранных кружев был запрещен.
Мода на кружево во Франции пришла с «легкой руки» итальянских королев Екатерины и Марии Медичи. Ввозить итальянские товары было очень дорого, и к началу XVII века французы наладили собственное производство. Алансон, Аргантон, Лион, Седан, Монастырь Клюни — одни из центров французского кружевоплетения. Как законодатели европейской моды, французские мастера вскоре обогнали и в этом ремесле итальянцев и фламандцев. Французское кружево – более мелкое, нежное и изящное, отличающееся разнообразием фонов и орнаментов. Были настоящие кружевные картины — с библейскими, мифологическими и виселичными сценами. Именно французские кружевницы придумали орнаменты по всему фону тюля – «мушки», фольгу и бабочек. Даже известные художники, такие как Франсуа Буше, делали рисунки для французского кружева.
В других европейских странах также развивалось кружевоплетение. В Шотландии кружева ввела в моду королева Мария Стюарт, которая сама была великой мастерицей. А в Англии, где производилось очень красивое бедфордское кружево с птичьим орнаментом, главными «кружевницами» были мужчины! В Испании изобрели черно-черно-золотое кружево, из которого делали манжеты и отделку веера. Итальянцы принесли на Кипр и греческие острова традицию кружевоплетения, а местные мастера привнесли в украшения свой национальный колорит. В Дании и других скандинавских странах шили плотное шерстяное кружево, а в Ирландии изобрели новый способ производства – вязание крючком.
В 16-17 веках кружево было очень популярно. Они украшали костюмы лордов и придворных дам, слуг и духовенства. Из шнурков делали галстуки, воротники, манжеты, шарфы, веера и перчатки, украшали кровати, троны и алтари. В XVII веке французские и испанские монархи пытались ограничить или даже запретить ношение кружев.
В девятнадцатом веке кружево отходит от мужских костюмов, зато дамы щеголяют в платьях, перчатках, шарфах, полностью выполненных из этого материала. В моду вошли льняные и столовые скатерти, отделанные кружевом, появились изящные кружевные зонты. С изобретением машин для изготовления кружев они стали намного дешевле и доступнее для многих слоев общества.
В России кружево было известно уже до 18 века, но активное развитие ремесла началось, когда Петр I «прислал» кружевниц из Нидерландов для обучения русских девушек. Кроме знаменитых вологодских кружев, были еще кружева из Новгорода, Тулы, Рязани, Ярослава и Твери. Кружевоплетение развивалось в монастырях, этим видом иглы занимались как дворянки, так и искусные женщины из крепостных. Девушку, не овладевшую искусством, оскорбили как «неузорницу». Кружево было непременным элементом приданого любой невесты любого сословия.
Но сейчас традиция ручного кружева кое-где благополучно сохранилась. Будь вы в Венеции, Брюсселе, на Кипре или в нашей родной Вологде, купить можно – да, дорого, зато как красиво!