На первый взгляд игрушки Елены Котовой выглядят так, будто их достали из бабушкиного сундука. Их можно увидеть только в частных коллекциях или музейных залах. Но первое впечатление обманчиво, на самом деле это оригинальные работы, выполненные в старинной технике папье-маше. Их можно спутать с ретро, ведь именно так наши прадедушки и прадедушки украшали свои елки. Корреспондент «ВМ» поговорил с артисткой о ее необычном увлечении.
Елена по образованию художник, окончила Саратовское художественное училище. А. П. Боголюбова, но занималась другой деятельностью: была фотографом.
— В какой момент папье-маше стало вашим хобби?
— Я заинтересовался им года два назад, когда увидел на выставке игрушки из папье-маше. И мне захотелось сделать что-то подобное. Когда я заинтересовался этим, я обнаружил, что многие артисты так делают. У каждого, конечно, был свой способ сделать это. Сначала хотелось попробовать все. И первым был хлопковый заяц. Получилось так хорошо и красиво, что мне удалось его продать. И меня сразу же пригласили участвовать в рождественской выставке.
— В какой момент хобби переросло в серьезное увлечение?
— Вначале я делал фигурки для своих друзей в качестве подарков. И с каждым разом у меня появлялось все больше и больше идей, и я начинал лучше понимать технику.
— Многие знают папье-маше из бумаги, а у меня почему-то хлопок.
— Раньше стеклянные елочные игрушки были очень дорогими. Потом пришла идея сделать их из хлопкового папье-маше. Внутри они были набиты ватой, а сверху покрыты слюдой, они были прочными, в отличие от стеклянных.
Их легко спутать с ретро, ведь так наши прадедушки и прадедушки украшали свои елки / Фото Екатерина Якель, «Вечерняя Москва».
Существует три техники набивки папье-маше. Первая – это намотка (такие игрушки считаются коллекционными и достаточно редкими), вторая техника заключается в создании фигурки из кусочков ваты, пропитанных клеем, а третья – соединяет первую и вторую.
— Как это делается?
— Я начинаю с эскиза, потом делаю каркас из проволоки. Набиваю фольгой для увеличения объема, а потом собственно шерстью начинаю обклеивать. Я использую ПВА, но раньше клей делали из муки и крахмала. Что касается обмотки, то тут ничего сложного, вы просто обматываете рамку шерстяной тканью, а затем покрываете ее клеем и слюдой.
— Как вы выбрали эту технику?
— Метод проб и ошибок. Для изготовления таких игрушек, как моя, техника намотки не подходит, не позволяет обработать детали. Папье-маше символизирует многие из них.
Мокрая вата – отличная скульптура, она хорошо держит форму. Готовые работы раскрашиваю акриловыми красками. Есть мастера, которые используют цветную вату. Сами рисуют. Это тоже старая техника.
— Твои игрушки — копии?
— Нет, я не делаю реплик, каждая игрушка — это полет фантазии, оригинальная и кропотливая работа, в которую я вкладываю душу.
— А вас что-то вдохновляет?
— Меня привлекает красота русских народных костюмов, они такие яркие и красивые. Наиболее ярко они изображены на картинах русского живописца Филиппа Малявина. Конечно, я пытался сделать современных девушек. Но сейчас, в основном, все носят пуховики и куртки, а до этого наряды были пуховыми, поэтому чем интереснее делать их в этом материале, тем больше можно раскрыть технику.
— Сколько времени уходит на создание одной работы?
— Для некоторых работ я делаю лица. С ватой сложно, поэтому начинаю лепить из полимерной глины, потом делаю формы и отливаю гипсом. Это трудоемкий процесс. Как только лицо готово, я понимаю характер будущего персонажа.
Всего на создание лица и тела игрушки уходит 3-4 дня. Но в какой-то момент я могу потерять себя в создании какой-то детали.
— Просто вата, клей и иногда гипс.
— Пробовал хлопчатобумажные салфетки и влажные салфетки. С их помощью можно создать интересный эффект. Например, салфетки создают эффект прозрачной легкой ткани. А что касается таких аксессуаров, как корзины, то они сделаны из ниток.
— Кто покупает эти игрушки?
— Большинство из них молодые или люди среднего возраста. Одни покупают их себе, другие в подарок. Одну из этих новогодних игрушек купили этим летом.
— То есть вы делаете их не только на Новый год?
— Как только у меня появляется идея, я стараюсь ее реализовать как можно быстрее.
— Так что дело не только в елочных украшениях.
— Да, иногда я получаю фигурки персонажей на день рождения от людей.
— Помните самую сложную для вас работу?
— Свиной бюрократ. Он может выглядеть как отрицательный герой, который не стал бы украшать елку. Однако именно он привлек наибольшее внимание. Я вложил много сил в пловцов. Я подобрал героев на общественном пляже. И эти работы тоже нашли отклик у людей. Они не продаются. Я, пожалуй, пойду на выставку.
— А вы, наверное, украшаете ими свою елку?
— Нет. Вешаю игрушки из дерева и стекла. Но чем необычнее, тем лучше.
— Не могу не спросить: дорого?
Это зависит от сложности и времени, которое я трачу. Статуэтки с лицами — 2500 руб., а более простые — 1500 руб.
Раньше стеклянные елочные игрушки были очень дорогими. Потом пришла идея сделать их из хлопкового папье-маше / Фото. Екатерина Якель, «Московский вечер»
История
Из-за французского названия считается, что искусство папье-маше зародилось во Франции, но это не совсем так: изделия из папье-маше (по-французски «жеванная бумага») появились во Франции только в середине семнадцатого века. . При раскопках в древнем Китае были найдены шлемы из папье-маше, датируемые 202–220 гг. до н. э. Затем увлечение папье-маше распространилось на территорию Японии и Персии, где этим методом изготавливались маски для особых церемоний, и только в 70-х годах XVII века папье-маше стало известно во всем мире, в том числе и во Франции. В 1740 году началось производство лакированных изделий из папье-маше по образцам, привезенным из Японии. Бизнес был настолько успешным, что начали изобретать новые клеи и технологии.
— В 1800 году ирландец Исаак Велд из Корка сделал лодку из папье-маше. Он довольно долго плавал в нем на озере Килларни.
— До 1970 года изготавливались формы из папье-маше для вращающихся дисков для печатного станка, которые использовались для создания журналов.
— В Норвегии построили церковь из папье-маше, которая простояла 37 лет, пока ее не снесли.
— Классическая техника папье-маше заключается в размещении небольших кусочков мокрой бумаги на заранее подготовленную модель.
— Продукт изготовлен из жидкой бумажной массы. Порванную на мелкие кусочки бумагу залить горячей водой и поставить в теплое место на 24 часа. Затем смесь кипятят, протирают через сито или марлю, взбивают и сушат. Затем массу смешивают со смесью и добавляют клей. Затем его наносят на подготовленную форму и дают высохнуть.
— Третий способ — склеить изделие, как фанеру, под прессом панелей ДВП. После высыхания изделие шпаклюется, ошкуривается, грунтуется и красится.
Нина Забаровская, заведующая выставочным отделом музея:
— В преддверии Нового года в нашем музее открылась выставка, посвященная советским елочным игрушкам. Всего около 700 экспонатов, но большая часть принадлежит телеведущему Александру Олешко. Он подарил более 500 экспонатов, в основном фигурки Деда Мороза. Кроме того, вы можете увидеть игрушки из нашей коллекции. Мы показываем советские новогодние украшения, начиная с 1930-х годов. Их делали из того, что было под рукой. Также можно увидеть картонные игрушки, пришедшие к нам из Германии.