История моды, то есть история создания одежды, подобна зеркалу, отражающему всю историю цивилизации. Каждая страна, каждый народ на разных этапах развития человеческого общества вносили свой вклад в понятие моды. Как возникла мода, много тысячелетий назад люди изобрели одежду как защиту от неблагоприятного влияния природы, а с развитием человека стали задумываться и об эстетической функции одежды.
Слово «модус» происходит от латинского modus, что означает правило, рецепт, вид, мера, манера, манера.
Как появилось понятие моды
История моды восходит к древним цивилизациям. Как появился термин «мода», точно неизвестно. Скорее всего, оно возникло произвольно в странах Западной Европы, в связи с постоянным появлением новой одежды разных фасонов и разных названий.
Мода на одежду, как мировое явление, начала формироваться во Франции в XVII веке.
Однако одежда появилась на самых ранних этапах развития человека. Об этом нам говорят археологические раскопки. С помощью растительных нитей древние люди ткали и связывали между собой различные природные материалы – листья, солому, шкуры животных и т. д. Головными украшениями служили сушеные крупные плоды, скорлупа страусиных яиц и черепашьих панцирей.
Имеются данные, что уже в Верхнем (Позднем) Палеолите (период жизни, охватывающий 40-12 тысяч лет назад, когда по Земле расселились первые современные люди) впервые появилась шитая одежда, т.е. люди стали использовать костяные иглы, с помощью которых отдельные части первых, еще примитивных предметов одежды, таких как бинты и плащи, соединялись между собой, скреплялись между собой нитями из жил животных или растительных волокон. Примером тому может служить экспедиция 1964 г. под руководством советского и российского археолога Отто Николаевича Бадера на стоянку Сунгирь (верхнепалеолитическая стоянка во Владимирской области, открытая в 1955 г. при строительстве завода). Сунгирь – один из самых богатых и изученных памятников древнего человека. За почти 30 лет раскопок сделано около 70 000 археологических находок.
На месте захоронения в Сунгире обнаружены мужчина 40-50 лет и дети — мальчик 12-14 лет и девочка 9-10 лет. Археологам удалось реконструировать их одежду. На мужчине была надетая через голову кожаная рубашка с длинными рукавами (похожие куртки — анораки) и длинные кожаные штаны, пришитые к каким-то мягким кожаным сапогам. Одежда мужчин и детей была богато расшита бисером из бивня мамонта (до 10 000), а в могилах обнаружены также браслеты и другие украшения из бивня мамонта.
Предполагаемый возраст находок составляет 25 000 лет. Даты, полученные в исследованиях разных лабораторий, однако, существенно различаются, хотя и попадают в период, называемый межэтапным (время слабого потепления климата и сокращения поверхности ледников между двумя этапами их формирования в течение одного и того же оледенения). ). Исследования Оксфордского университета установили дату захоронения 29 000–30 000 лет назад, Аризонского университета — 30 000–33 000 лет назад, а Кильского университета — 30 000 лет назад.
Эти и другие археологические находки позволяют воссоздать закономерность происхождения одежды человека.
Появлению одежды предшествовали татуировки и роспись по телу. Их использовали для защиты от злых духов и странных сил природы, для устрашения врагов и завоевания благосклонности друзей, для привлечения внимания.
Первые виды одежды
Первые виды одежды были крайне примитивны. С развитием человека совершенствовались орудия труда, более сложные и соответственно формы одежды.
Еще до нашей эры, в период расцвета древних цивилизаций, стали появляться условия для возникновения моды, хотя такого понятия тогда еще не существовало. Одежда жителей древних стран становилась все разнообразнее. Люди научились обрабатывать кожу и мех, изготавливать различные ткани, создавать красители для тканей, плиссировать ткани, делать украшения и т. д. У разных народов появлялись новые виды одежды, а войны и торговля способствовали проникновению традиций одного народа в культуру другого. нации.
Костюмы людей, принадлежащих к древним цивилизациям, указывали на уже существовавшую тогда в обществе классовую дифференциацию. Несмотря на неизбежное заимствование вещей путем различного взаимодействия между разными народами, в каждом древнем государстве существовали свои традиции ношения одежды.
После падения Древнего Рима (Западной Римской империи) начинается новый этап в развитии Европы, известный как Средневековье, а значит, и новые вехи в истории моды. Типы и формы одежды в различных регионах в период Средневековья (от V века — раннего Средневековья — до XV века — позднего Средневековья) неоднородны. Раннее Средневековье характеризовалось крайне примитивной одеждой. Довольно простая огранка без особых вариаций существовала до XI века. В X-XIII веках развивалось портняжное ремесло и появлялись новые модели одежды.
Некоторые знатоки истории моды считают, что мода начала зарождаться в XII-XIII веках, когда в одежде стали массово появляться предметы не по необходимости, а предназначенные для украшения.
Началось проектирование одежды
По предположениям историков моды, в 15 веке с развитием портняжного искусства началось проектирование одежды, и технология производства одежды стала значительно усложняться. В 15 веке основы кроя были созданы в Западной Европе, что повлияло на изменения формы женской одежды.
В 16 и начале 17 веков мода из Испании повлияла на стиль одежды европейцев. В этот период, получивший название Золотого века Испании, страна достигла экономического и политического лидерства в мире, и, соответственно, многие предметы испанского костюма того времени стали широко популярны.
В конце 16 века Италия также стала влиять на тенденции в европейской одежде. Италия славилась сказочными тканями, и вся состоятельная публика со склонностью одеваться в роскошь желала носить одежду из итальянского бархата, атласа, тафты и кружева. Главным определителем итальянских модных тенденций в 15 веке была Флоренция, а в 16 веке – Венеция.
В эпоху Высокого Возрождения в Италии мода впервые упоминается с научной точки зрения. В эпоху Возрождения появились первые литературные источники об одежде, а также первые пособия о том, как правильно одеваться и гримироваться, как лучше всего соответствовать требованиям современной моды. Эти требования были сформулированы в тогдашней итальянской литературе. Например, в опубликованном в 1539 году итальянским философом, гуманистом и писателем Алессандро Пикколомини трактате La Raffaella ovvero della bella creanza delle donne («Рафаэлла, или Прекрасные нравы женщин») мы можем узнать некоторые взгляды на моду из диалога двух героини, Рафаэлли и Маргарита, которые рассуждают об одежде, косметике, украшениях и прочих мирских удовольствиях. Когда юная и наивная Маргарита спрашивает у старшей, более опытной Рафаэллы, что самое главное в моде, Рафаэлла честно отвечает, что мода должна быть «богатой», что платье должно быть широким, со множеством складок.
Относительно частая смена форм одежды в позднем Средневековье, увлечение новизной и появление подражания позволяют предположить, что именно в этот период начала формироваться мода как социально-психологический феномен.
Однако всеобщего увлечения как такового не было.
Общая мода в Европе
Общая мода в Европе стала устанавливаться в середине XVII века, и национальные особенности уступили место.
Возникновение современной моды стало возможным благодаря системе моды, которая начала развиваться во Франции во времена правления короля Людовика XIV, известного как Людовик Великий или Король Солнца (Louis XIV Le Roi Soleil), и этот процесс зашел далеко из самопроизвольного.
Французская мода стала доминирующей в Европе с середины 17 века. В этот период Франция стала одной из самых могущественных мировых держав, центром политической и культурной жизни Европы. Мода возникла как неотъемлемая составляющая культурной, политической и общественной жизни страны. Благодаря первому человеку своего рода модельеру, королю Людовику XIV и его знаменитому министру финансов Жану-Батисту Кольберу, государство активно участвовало в развитии индустрии роскоши в рамках политической и культурной экспансии Франции. В результате была создана новая инфраструктура для швейной промышленности. Были созданы предприятия, контролируемые государством, и производство одежды было юридически отделено от продажи одежды. Были разработаны законы о роскошных покупках, которые жестко контролировали потребление модной одежды. Мода ориентировалась на двор.
Несмотря на частые войны и революции в 18 и 19 веках, Франции удалось сохранить репутацию законодательницы мод, а Париж остался центром мировой моды.
На протяжении семнадцатого и девятнадцатого веков стили одежды постоянно менялись, то усложняясь, то упрощаясь. С середины девятнадцатого века в моде стали происходить изменения, приближающие ее к современности. Элементы мужского костюма стали проникать в женский гардероб, появилась тенденция к упрощению форм одежды.
Haute Couture в ее версии Чарльза Фредерика Уорта, основателя Дома Worth, французского модельера английского происхождения. В 1868 году Чарльз Фредерик Ворт основал Chambre Syndicale de la Couture Parisienne, организацию парижских домов моды, которая существует до сих пор.
Французский модельер Поль Пуаре — реформатор моды, создатель нового образа жизни, стиля, господствовавшего в Европе и Америке до начала 1920-х годов.
В начале 20 века в мире моды появилось много выдающихся кутюрье, изменивших представление о способе одеваться, таких как Коко Шанель, Эльза Скиапарелли, Жанна-Мари Ланвен, Жан Пату и другие.
На рубеже 19 и 20 веков, в один из самых интересных периодов в истории моды, начала формироваться спортивная мода.