Вы здесь: Главная
Бетховен
Жизнеописание композиторов
Жизнеописание Бетховена — Трагедия музыканта и человека.
Индексный материал |
---|
История жизни Бетховена |
Занятия с X. Г. Неффе. |
Мировоззренческое и эстетическое становление молодого Бетховена. |
Семейное положение. Дружба и окружение Бетховена. |
Встреча с Й. Гайдном. Творческие результаты. |
ПЕРВЫЙ ВЕНСКИЙ ПЕРИОД (1792-1802). |
Бетховен — пианист и импровизатор. |
Учителя Бетховена в Вене. |
На пороге творческой зрелости. |
Бетховен и меценаты. |
Трагедия музыки и человека. |
ПЕРИОД ЗРЕЛОЙ РАБОТЫ (1803-1812). |
«Фиделио». |
Положение Бетховена в Вене. |
ГОДЫ КРИЗИСА. ПОСЛЕДНИЙ ПЕРИОД ЕГО ЖИЗНИ И РАБОТЫ |
«Битва при Виттории». |
Творческий кризис. |
Позже работа. |
Симфония № 9. |
Последние годы жизни. |
Новые влияния. |
Все стороны. |
Трагедия музыканта и человека.
В годы напряженной борьбы за свое искусство Бетховена терпит страшное несчастье — его поражает глухота. Бетховен заметил первые признаки ухудшения слуха, когда ему было 26 лет. Он долго скрывал эту болезнь, и только в 1801 г. в письме к другу молодых людей Вегелер писал: «Я веду, можно сказать, жалкую жизнь вот уже два года, потому что избегаю всякой компании, потому что у меня нет духа сказать людям: я глухой. Если бы у меня была другая профессия, это было бы терпимо, но в моей профессии это ужасно. Что скажут об этом мои враги, которых много? Часто я уже проклял и себя и своего создателя за свое существование.хотя они будут в моей жизни
моменты, когда я буду самым несчастным существом».
Музыка перекликалась с трагедией человека: Бетховен влюбился в молодую аристократку Джульетту Гвиччарди. Ненадолго жизнь озарилась ярким светом, мощный прилив душевных и физических сил пробудил надежды на выздоровление, на близкое счастье. Всего несколько месяцев до очередного письма Вегелеру, но какая смена настроения: «Тебе трудно поверить, как одиноко и грустно я провел последние два года: глухота, как привидение, являлась мне повсюду, Я избегал людей, думал, что я человеконенавистник, я был так мало похож. Прежде я был еще болен, но теперь моя телесная сила, а вместе с ней и моя душевная сила, на какое-то время крепли. С каждым днем я приближаюсь к цель, которую я чувствую, но не могу определить. Ваш Бетховен. Отдых не нужен! Я не приемлю никакого отдыха, кроме сна. Вы должны видеть меня счастливым. Я схвачу судьбу за горло, я совсем не могу согнуться. Однако Бетховена ждал новый удар. В глазах аристократической семьи и компании Жюльетты Гишарди Бетховен был не более чем плебейским музыкантом, недостойным руки потомка знатного рода. А сама Юлия решила выйти замуж за графа Галленберга. Стал
неизбежность потери слуха стала очевидной. Крах мечтаний о счастье и страх надвигающейся глухоты приводили Бетховена к суицидальным мыслям. По совету врачей Бетховен переехал в Хайлигенштадт, укромное место недалеко от Вены. Лечение, предпринятое Бетховеном, не оправдало его надежд, и мысль о смерти преследовала его.
он никогда не покидал его. В октябре 1802 года он составил завещание в пользу своих братьев Карла и Иоганна, которое стало известно как Хайлигенштадтское завещание. Это документ необычайной трагической силы, памятник тяжелой драме художника, стоявшего на грани жизни и смерти. Приводим завещание фрагментами:
«Ты, кто верит или говорит мне, что я злой, упрямый и человеконенавистнический, как ты несправедлив ко мне, — ты не знаешь тайной причины того, что ты думаешь. Я с детства был склонен к нежному чувству доброты сердцем и Ум; Я всегда был готов на великие дела, Но подумай, что шесть лет я был в несчастном состоянии. Год за годом, обманутый надеждой на выздоровление, я был вынужден, наконец, признаться, что стою перед затяжной болезнью (излечение которой может занять годы, если не невозможно); наделенный от природы страстным, живым темпераментом, культивирующий даже склонность к мирским развлечениям, я должен был рано уйти в отставку и вести уединенный образ жизни.
чувства, которые должны быть во мне гораздо совершеннее, чем в других, чувства, которые я имел обыкновение иметь с высшей степенью совершенства, в той мере, в какой я их имел, и, может быть, лишь немногие в моей профессии обладали ими, — о нет, это было выше моих сил. Нет мне передышки в свете, в непринужденных беседах и взаимных откровениях; Я должен быть почти наедине с собой и могу позволить себе встречаться на публике только в случае крайней необходимости; Мне приходится жить как изгнаннику, потому что, как только я оказываюсь рядом с какой-нибудь компанией, меня одолевает сильный страх обнаружить свое состояние.
Какое унижение я, должно быть, испытал, когда кто-нибудь, стоящий рядом со мной, услышал звук флейты вдалеке, а я ничего не услышал, или услышал пение пастуха, а я опять ничего. Эти случаи приводили меня в отчаяние, но не настолько, чтобы я покончил жизнь самоубийством. Только искусство помогло мне выжить. Ах, я думал, что
Я не мог покинуть этот мир, пока не сделал все, что считал нужным, поэтому я продолжал эту жалкую жизнь.
Терпение — вот имя того, что я должен выбрать своим проводником сейчас, и я владею им. К двадцати восьми годам я был вынужден стать философом; это нелегко и для художника труднее, чем для кого бы то ни было. Если это (смерть.- В.Г.)
Он придет раньше, чем у меня будет возможность полностью проявить свои способности в искусстве, но, несмотря на мою жестокую судьбу, его приезд будет преждевременным, и я предпочитаю, чтобы он пришел позже.
Уезжая из Хайлигенштадта, Бетховен написал на обороте своего завещания: «Итак, я оставляю вас — и оставляю вас с печалью. Да, надежду, которую я лелеял, которую я принес сюда с собой, надежду на исцеление хоть в какой-то степени, был окончательно утрачен.Как падали осенние листья,листья падали.с веток и засыхали,так и засохло для меня.Я ухожу сюда почти в том же состоянии,каким я прибыл.Даже то высокое мужество,которое часто воодушевляло меня прекрасным летом дни уже исчезли. О, Провидение, дай мне прожить хотя бы один ясный день. Истинная радость — так давно ее эхо замерло в моем чреве. О когда, о когда, о божество — могу ли я снова услышать ее в храме природе и человечеству — никогда? Нет! Это было бы слишком жестоко».
В потоке произведений, созданных в 1800-1803 годах, он отразил все, что пережил Бетховен в это время, мрачную депрессию и яростный протест, порывы страсти и гордое смирение, поиск покоя, тишины и стремление к деятельной и деятельной жизни. . Это Концерт для фортепиано с оркестром № 3 до минор, соч. 37 (1800), Соната ля-бемоль мажор, соч. 26 с Похоронным маршем и Лунной сонатой (1801 г.), Соната ре минор с речитативом соч. 31 (1802 г.), Крейцеровская соната для скрипки и фортепиано (1803 г.) и ряд других произведений.
Однако человеческие страдания стали источником силы музыканта. Когда внутренний кризис достиг своего апогея и смерть казалась единственным желаемым результатом, родилась идея героической симфонии.
Всепоглощающая любовь к искусству и жизни заменила личную боль и отчаяние.
Героическая симфония является духовным поворотом, знаменующим начало самого напряженного и плодотворного периода в творчестве Бетховена. Это время зрелости и полного расцвета бетховенского гения.