Римма Федоровна Казакова родилась в Севастополе 27 января 1932 года. Первоначально он назывался Ремо, что означает «Революция, Электрификация, Мировой Октябрь». Однако в возрасте двадцати лет она решила взять более благозвучное имя Римма. Ее отец, Федор Лазаревич, был солдатом, а мать, Зофия Шульман, работала секретарем в конторе машинистки.
Римма Казакова в детстве
Римма Казакова провела свое детство в основном в Белоруссии, в это трудное военное время, а затем ее семья переехала в Ленинград. Там она поступила в Ленинградский государственный университет (факультет истории), а после его окончания была делегирована на Дальний Восток.
Именно тогда Казакова, которую мать с детства называла Ремузией, решила сменить имя. Как позже признавалась поэтесса, ее родители были несколько «назойливыми» коммунистами и поэтому решили, что аббревиатура Ремо — подходящее имя для их дочери. Но девушке явно не хотелось ехать с этой фамилией в русскую деревню преподавать там историю. Именно тогда она пошла в ЗАГС.
Римма Казакова и ее семья
Выпускнице педагогического факультета там сказали, что ее фамилия — хорошая революционная фамилия и что ей не следует ее менять. Казакова, однако, не сдавалась. В своем заявлении она написала, что Ремо — это аббревиатура, похожая на ВЦПС, ЦПКО и им подобные, а не человеческое имя. В итоге регистраторы уступили давлению молодой учительницы и позволили ей стать Риммой.
Начало творческого пути
Перейдя на работу в прокат, Римма Федоровна работала в Хабаровском краевом Доме офицеров преподавателем, а затем устроилась редактором на киностудию «Дальневосточная кинохроника». Период, в который она жила на Дальнем Востоке, особенно примечателен тем, что именно здесь в 1958 году вышел ее первый сборник стихов «Давай встретимся на Востоке».
Римма Казакова в молодости
Хабаровщина стала настоящим вдохновением для юной Риммы Казаковой, несмотря на строгий ритм жизни в тайге. По работе ей приходилось часто путешествовать и общаться с людьми, которые с детства жили на Дальнем Востоке. Эти люди также помогли молодой поэтессе вызвать в воображении образы, слова, метафоры и аллегории, которые породили ее бессмертные стихи.
Хотя Римма Федоровна хорошо знала свою профессию и свою любовь к истории, постепенно она поняла, что хочет, чтобы поэзия была делом ее жизни. В 1959 году, через год после выхода в свет первого сборника стихов, Казакова стала членом Союза писателей СССР.
Успех и всесоюзное признание
Желая улучшить свой стиль, она поступила на высшие литературные курсы при Союзе писателей, которые окончила в 1964 году. С тех пор она опубликовала множество стихов и сборников стихов, переведенных с иностранных языков и на них, и написала несколько песен, известных на всю страну.
Римма Казакова в молодости
В 1976 году талантливая и популярная поэтесса была назначена секретарем Союза советских писателей, а вскоре после этого, в 1977 году, вступила в КПСС. До 1981 года она занимала должность секретаря Союза советских писателей. А в 1999 году ее избрали первым секретарем аналогичной российской организации — Союза писателей Москвы.
Развитие лирики Риммы Казаковой
После того, как Римма Федоровна включилась в деятельность Союза писателей СССР и опубликовала свои многочисленные произведения, она поселилась в Москве. Но, как признавалась сама поэтесса, найти ее в столице всегда было труднее всего. Дорогой, их дух, красота разных уголков родной страны и всего мира, возможность общения с новыми людьми всегда много значили для Казаковой и стали основой, движущей силой ее творчества.
Римма Казакова в молодости
На основе своих путешествий поэт написал такие шедевры, как «Из кубинского журнала», «Я снова еду на восток», «Токио», «И туман в Лондоне», «Под чужими небесами», «Прибалты», «Страницы Центральной Азии», «Ралли в тропиках», «Карловы Вары» и многие другие. В этих стихах Римма Федоровна, с одной стороны, рассказывает о разных местах и людях, которые там живут. С другой стороны, она делится своими размышлениями об увиденном, передает атмосферу и настроение каждого города и региона.
Но, пожалуй, самой известной является ее работа о любви, дружбе, верности, материнстве и других «вечных темах». Будучи мудрым и открытым человеком, Казакова умела очень чутко и пронзительно писать о силе добра, о любви мужчины и женщины, о материнской любви к ребенку и даже о любви к Родине, хотя Римма Федоровна никогда не была идейной коммунисткой. «Мы молоды», «Люби меня застенчиво», «Любимая моя», «Помпеи», «Я остров…». — таковы названия лишь некоторых из этих стихотворений.
Поэт Римма Казакова
Поэтический талант Риммы подкупает образностью, поразительным богатством словарного запаса, необычными метафорами и эпитетами. Казакова писала мелодичные и красиво звучащие стихи, будь то стихотворение о нежной любви или грустное стихотворение о войне, происходившей в детстве поэтессы. При этом писатель старается избегать пропаганды и пафоса, беря на себя ответственность за выбор каждого слова.
Поэт Римма Казакова
В 1990-е годы Римма Казакова все больше своих текстов посвящала социальной тематике. Так вышел в свет ее сборник «Наугад», содержащий стихи о современной жизни, о современном состоянии общества в целом и о каждом человеке в частности, о настроениях и представлениях людей. Тяжелый период после распада СССР Римма Федоровна иногда даже резко описывала, используя весьма контрастные метафоры, но таким образом поэтесса смогла передать свой взгляд на происходящее.
Общественно-политическая деятельность
Журналистская жилка Риммы Казаковой проявлялась не только в том, что ее стихи все чаще становились специфическим откликом на события, происходящие в обществе.
Римма Казакова
Как секретарь Союза писателей она с энтузиазмом организовывала Дни литературы разных народов, всероссийские Пушкинские фестивали поэзии, вечера традиционной поэзии в Политехническом музее. Римма Федоровна также организовывала встречи для начинающих молодых писателей.
Песни на стихи Риммы Казаковой
Поэт написал тексты ко многим популярным советским и постсоветским песням, таким как «Кочас меня», «Мадонна», «Музыка на свадьбу», «Назад дороги нет», «Игра», «Ариадна», «Покойная женщина». и многие другие.
Ее стихи аккомпанировали такие композиторы, как Игорь Крутой, Александра Пахмутова, Владимир Шаинский, Владимир Матецкий и Андрей Савченко.
Личная жизнь
Первым мужем Риммы Казаковой был писатель и журналист Георгий Радов, с которым она прожила восемь лет. Как позже признавалась Римма Федоровна, ее семья с Радовым была далека от идеальной: муж пил, иногда поднимал руку на жену и устраивал пьяные дебоши. Единственной настоящей их отрадой были дети, а точнее сын Егор, единственный ребенок Риммы Казаковой.
Римма Казакова с мужем Георгом Радовым
Через некоторое время после развода с Радоу поэт женился во второй раз: на моложе ее дантисте. Однако на фото видно, что Римма Федоровна всегда была молода и никогда не выглядела на свой возраст. Сначала поэтесса была счастлива во втором браке, но вскоре муж стал ей изменять, и семья снова распалась. Это были ее мужчины: единственного, с кем она будет заниматься любовью до гроба, писательница не встречала.
Римма Казакова с Егором
У открытой и трудолюбивой Казаковой было много друзей в поэтических кругах родной страны. Среди ее близких друзей была поэтесса Белла Ахмадулина. Возможно, именно друзья помогли ей справиться с невзгодами. Например, ее сын Егор начал принимать наркотики еще в армии, а после возвращения к гражданской жизни женился на девушке, страдающей шизофренией. Молодая пара вместе накурилась, у них родилась дочь Маша. Когда Маше было 8 лет, жена Егора покончила жизнь самоубийством.
Римма Казакова в последние годы
К счастью, Римма Федоровна смогла помочь своему единственному ребенку справиться с его тяжелой зависимостью, и в последних интервью она часто упоминала, что сейчас у него все хорошо.
Конец жизненного пути
Римма Федоровна Казакова умерла 19 мая 2008 года, когда ей было 77 лет.Умерла в санатории в поселке Юдино из-за острой сердечной недостаточности.Похоронен писатель на Ваганьковском кладбище в Москве.
За свою жизнь Римма Казакова была удостоена многих наград и званий: ордена Кирилла и Мефодия первой степени, ордена Дружбы народов, ордена Трудового Красного Знамени и др.