Наследие Юбера де Живанши в области высокой моды не только огромно, бесценно и уникально. Он стал образцом непревзойденного вкуса и утонченности, которые мог принести в мир только истинный аристократ и отчаянный служитель искусства. Модельер прожил долгую и насыщенную жизнь, оставив после себя легендарный дом моды, названный в его честь, а также знаковые вещи и решения, которые до сих пор живут в коллекциях новых молодых дизайнеров и радуют модниц всего мира.
Детство и юность
Юбер Джеймс Марсель Таффин де Живанши родился 21 февраля 1927 года в Бове, Франция. Родители будущего модельера поженились по любви, их семья представляла собой гармоничную модель соединения аристократии и зажиточного сословия.
Вставить из Getty Images Юбер де Живанши в молодости
Отец Люсьен Таффен де Живанши был потомком венецианских архитекторов, сыном маркиза. Во время Первой мировой войны он выучился на летчика, воевал на передовой и всю свою короткую жизнь посвятил этой романтической профессии.
Мать Беатрис Баден была дочерью французского художника Жюля Бадена, который также был успешным предпринимателем, основавшим компанию по производству гобеленов. Дедушкой Беатрис был тогда известный художник Пьер-Адольф Баден.
Беатрис и Люсьен стали родителями двух сыновей, старшего по имени Жан-Клод и младшего Юбера. Де Живанши не помнил своего отца, который умер, когда Юберу было 2 года. По одной версии, он умер во время миссионерского полета, по другой – от эпидемии испанского гриппа, прокатившейся в то время по Европе.
Мать Беатрис, Маргарита, помогала воспитывать сыновей. Бабушка впервые познакомила маленького Хьюберта с рукоделием и позволила внуку поиграть с лоскутами ткани, которые она хранила в своей корзине для шитья.
В 1937 году Беатрис повела сыновей на Всемирную выставку искусства и техники в Париже. Здесь интересы мальчиков разделились: Жан-Клод увлекся новыми инженерными моделями, а Юбер не мог оторваться от создания икон французских кутюрье – изысканные модели находились в павильоне элегантности.
Мысль о том, что он тоже может создать такую красоту, засела в голове мальчика. Он начал рисовать, воссоздавая по памяти аккуратные линии. В то же время развивалась и его необузданная фантазия, и Юбер дополнял фасоны своими идеями и мечтал прикоснуться к струящемуся шелку и нежнейшему кружеву.
Однако его мечтания были разбиты суровыми, ужасающими и антиутопическими реалиями войны. Годы Второй мировой войны были тяжелыми для семьи Живанши: умерла бабушка, и всю мужскую работу пришлось выполнять матери, а сыновья изо всех сил помогали женщине. Сон помог Хьюберту не сорваться и замкнуться в себе. И в 1945 году, как только Париж снова вздохнул спокойно, он отправился туда с намерением стать учеником модельера.
Именно тогда его семья взбунтовалась. «Аристократ не должен быть портным» — таково было послание его родственников, видевших в мальчике успешного юриста. Под их давлением юноша поступил в Государственное училище изящных искусств и параллельно с учебой начал постигать азы кутюрья.
Модный дом Givenchy
В ранней юности Юбер был учеником таких мастеров, как Жак Фат, Робер Пиге и Люсьен Лелонг. Де Живанши восхищался великой Эльзой Скиапарелли, которая была его кумиром в юном возрасте. В 1947-1951 годах молодой джентльмен был подмастерьем и директором ее бутика.
Де Живанши ушел из легенды в 1952 году по радостному и долгожданному поводу – открыть собственный модный дом Givenchy, став самым молодым парижским кутюрье. Помогла его семья, поверившая в талант Юбера и ссудившая ему семейный капитал. Но денег не хватило, поэтому для первого показа дизайнер выбрала недорогие ткани и аксессуары, сделав акцент на оригинальность кроя и фасона.
Блуза Беттина, которую де Живанши назвал в честь своей первой музы Беттина Грациани, была моделью и помощницей кутюрье. Блузка с милыми оборками, украшающими рукава, стала хитом и обеспечила дизайнеру первых клиенток, многие из которых навсегда остались верны элегантному стилю мастера.
В 1953 году в биографии Юбера де Живанши появились два семинара-встречи. Первый был с маэстро Кристобалем Баленсиага. Испанский кутюрье на долгие годы стал кумиром и наставником француза, научив его работать с цветом и продумывать детали модных тенденций. Школа Balenciaga стала удивительным опытом и сокровищницей профессиональных секретов де Живанши на протяжении всей ее карьеры.
Второй подругой Хьюберта, появившейся в этот период, была актриса Одри Хепберн. Хотя их первая встреча была полна разочарования (де Живанши, не зная имени гостьи, ожидал увидеть оскароносную Кэтрин Хепберн), воспоминания об этом дне маэстро пронес через всю жизнь.
Одри остро нуждалась в костюмах для фильма «Сабрина», в котором она сыграла главную роль. Времени на шитье не было, и де Живанши посоветовал актрисе выбирать модели по своему усмотрению. Было отобрано более 20 готовых костюмов, в том числе роскошное белое платье, расшитое черным шелком, придавшее пышность главной романтической сцене фильма.
Одри Хепберн в платье Юбера де Живанши (от Сабрины)
Фильм Билли Уайлдера, номинированный в нескольких номинациях на «Оскар», завоевал заветную статуэтку исключительно за костюмы. Однако награда досталась художнику по костюмам Эдит Хед, официально упомянутой в финальных титрах фильма. Так что имя де Живанши не повлияло бы на оскароносный успех, если бы не Хепберн. Сильная воля и целеустремленность, несмотря на свою хрупкость, актриса публично объявила имя автора костюмов и потребовала внести исправления в протокол церемонии. А потом лично извинилась перед дизайнером.
С этого дня и началась история удивительной дружбы кутюрье и его музы, вылившейся в совместное создание фильма. С тех пор де Живанши разрабатывает всю одежду для звезды. Его знаменитые костюмы можно увидеть в фильмах «Смешная мордашка» (1957), «Завтрак у Тиффани» (1961) и «Как украсть миллион» (1966).
Одри Хепберн и Юбер де Живанши
Таким образом, Одри на долгие годы стала лицом Givenchy, а в 1957 году она выпустила новый аромат, вдохновленный ее очаровательным образом. Первые духи, L’Interdit («Запретный»), положили начало тренду: Parfums Givenchy (культовые «Ангел и Демон», «Органза» и «Очень неотразимый»). Сегодня она выпускает не только духи и туалетную воду, но и средства по уходу (кремы, лосьоны, маски и т. д.) и декоративную косметику (пудры, тени, румяна и т. д.).
В это же время в 1957 году было создано знаменитое платье-мешок. Он специально был свободным и сужался книзу, скрывая талию, которая раньше использовалась только для подчеркивания. Этот революционный подход означал только одно: пришло время сделать женскую одежду не только красивой, но и удобной. Именно де Живанши стал пионером в области прет-а-порте, предложив массовое производство роскошных платьев прет-а-порте. Юбер де Живанши и Одри Хепберн. Еще одной новинкой от креативного дизайнера стал универсальный костюм-двойка – пиджак + юбка. Такой наряд позволял трансформировать его и носить с другими предметами одежды.
На рубеже 1960-х и 1970-х годов де Живанши открыл тренд мужской моды и переехал из Парижа в Нью-Йорк. Однако слава настигла талантливого кутюрье и там его ждала целая плеяда именитых заказчиков. Среди них голливудские звезды Элизабет Тейлор, Марлен Дитрих, а также первые леди государства — принцесса Монако Грейс и супруга президента Джона Ф. Кеннеди Жаклин.
В то время он еще работал в киноиндустрии: в начале 1970-х гг. он разработал костюмы для Брижит Бардо в фильме «Если бы Дон Жуан был женщиной» и этой работой заканчивается его «роман» с величайшим из искусств.
Брижит Бардо в платье Юбера де Живанши (из фильма «Если бы Дон Жуан был женщиной»)
Кутюрье продал свой успешный дом моды французскому бизнесмену Бернару Арно в 1988 году, который присоединил его к своей империи LVHM (Louis Vuitton Moët Hennessy). В то время дом был уже эффективно развивающейся структурой, его продукция включала не только одежду и парфюмерию, но и обувь, сумки и предметы роскоши.
Контракт предусматривал, что Юбер де Живанши останется художественным руководителем и главным дизайнером Дома в течение семи лет. По договору мэтр покинул этот пост в 1995 году, заявив, что больше не может творить с прежним энтузиазмом. На дизайнера сильно повлияла смерть его музы Одри Хепберн в 1993 году.
Личная жизнь Юбера де Живанши
Несмотря на чудовищное количество времени, которое де жи Ванши и Хепберн провели вместе, и нежные объятия двух режиссеров перед камерами, их отношения были дружески-платоническими. Кутюрье шил наряды для двух свадеб Одри, а также одевал ее сыновей для официальных мероприятий. Юбер де Живанши личная жизнь. Личная жизнь мэтра моды не сложилась, он так и не женился и не имел детей. Желтая пресса, пытаясь выяснить причины его холостяцкой жизни, заподозрила его в нетрадиционной ориентации, дизайнеру даже приписывали роман с Баленсиагой. Однако доказательств этому никто не предоставил.
Смерть Юбера де Живанши
В последние годы де Живанши жил один в своем любимом поместье Ле-Кло: писал картины, собирал антиквариат, ухаживал за прекрасным садом, участвовал в показах мод и реализовывал оригинальные художественные проекты. В 2007 году, например, он разработал дизайн почтовых марок, выпущенных по случаю Дня святого Валентина.
Вставить из Getty Images Юбер де Живанши за последние годы
10 марта 2018 года весь мир узнал о смерти известного кутюрье. Он ушел из жизни мирно, во сне, в возрасте 92 лет, опередив свою хрупкую музу на 25 лет. Похороны прошли в небольшой компании родственников и друзей.
Память метра Юбера де Живанши
Знаменитому законодателю моды посвящено несколько книг: «Живанши: 40 лет творения» (1991), «Юбер де Живанши: антресии и легенды» (2000), «Юбер де Живанши: для Одри с любовью» (2017).
Премьера документального фильма Эрика Пеллерина «Юбер де Живанши: жизнь в высокой моде» состоялась в марте 2016 года. Автору удалось собрать множество интересных фактов о жизни и деятельности метрдотеля.
Дом Givenchy, возглавляемый именитыми модельерами Джоном Гальяно, Александром МакКуином и Риккардо Тиши после ухода де Живанши, продолжает жить. С полной историей знаменитого Дома можно ознакомиться на официальном сайте.