Российский АВТОВАЗ и румынская Dacia объединятся в альянс и перейдут на единую французскую платформу. Группа Renault, которой принадлежат оба бренда, опубликовала новую стратегию развития. Из документа видно, что АВТОВАЗ откажется от оригинальных моделей, когда появится замена нынешней Lada Vesta.
О полном объединении российского и румынского брендов речи не идет: они сохранят свою внешнюю идентичность и будут скорее едины в плане технологий и производства.
«Идея бизнес-подразделения заключается в том, что Dacia и LADA останутся отдельными компаниями со своими собственными брендами, историей и стратегией», — пояснил Дени Ле Вот, директор нового подразделения Dacia-Lada. — Но они выиграют от более целенаправленного и скоординированного управления. Самое главное, компании будут лучше интегрированы в систему Groupe Renault, чтобы максимизировать синергию.
Это не Renault Logan — это название Dacia, для которого Logan стал первым глобальным успехом.
Новость была ожидаемой: слухи о переходе АВТОВАЗа на платформу CMF ходили еще с прошлого года. АВТОВАЗ скоро потеряет статус самостоятельного инжинирингового центра, способного довести модель от идеи до конвейера, и в дальнейшем вклад завода будет заключаться скорее в стайлинге автомобилей, их российской адаптации и производстве. Вполне вероятно, что инжиниринговый центр АВТОВАЗа со временем будет заниматься разработкой глобальных платформ, но уже в качестве «подрядчика» в глобальной структуре группы Renault.
Lada Grant первой переедет на французскую платформу (в 2023 году)
Платформа CMF-B, известная, например, с Renault Clio и Nissan Juke был выбран в качестве единой основы для автомобилей группы АВТОВАЗ-Dacia. Скорее всего это упрощенная версия CMF-LS, идеологически близкая к сегодняшнему «бюджетному» автомобилю B0. Существующие автомобили, такие как Renault Arkana, построены по похожему рецепту. Сейчас в структуре Dacia-Lada три четверти продаж приходится на автомобили, построенные на платформе B0, поэтому будущее «убийство» собственных моделей АВТОВАЗа продиктовано чисто прагматическими расчетами.
Сократится и модельный ряд: если у Lada и Dacia сейчас несколько кузовов, то в будущем их количество уменьшится до 11. Модели, не достигшие продаж, обязательно будут сняты с линейки. Например, Granta выпускается в четырех типах кузова, причем на седаны приходится львиная доля спроса (более 60%). Лифтбек следует с трехкратным отставанием, на универсал (включая Кросс) приходится около 15%, а хэтчбек (бывшая Lada Kalina) дает несколько процентов.
Классическую «Ниву» уже пробовали несколько раз, но спрос остается. И все же в новой стратегии Renault старушке нет места.
фото Артема Краснова
Сейчас у АВТОВАЗа четыре собственные платформы, на смену которым придет одна CMF-B. На пенсию уйдут обычная Lada Niva Travel (бывшая Chevrolet Niva) и Lada Niva Legend (оригинальная Niva), но это и неудивительно: модели имеют родословную от ВАЗ-2121. На пенсию уйдет и платформа Lada Grant, что неудивительно – эта модель является преемницей ВАЗ-2108.
Что еще интереснее, в плане Renault нет места для относительно современной и успешной Lada Vesta, которой когда-то суждено было стать глобальной моделью: появились слухи, что Renault рассматривает возможность использования своей платформы для нового Logan. Но сегодня унификация важнее технической оригинальности.
Lada Vesta получилась на редкость удачной, но французы предпочитают свои платформы
Фото Артём Краснов
Все это не означает, что названия моделей исчезнут. Ждем появления французской Lada Grant в двух типах кузова. Приедет новая Нива, правда, речь уже не о внедорожнике. Модель станет кроссовером, но, скорее всего, получит более острую внешность, чтобы отличать ее от своего аналога Duster. За ним последует еще один кроссовер, но в чуть более крупном С-классе, который, скорее всего, будет продаваться как Vesta.
А вот если ассортимент уменьшить, то производство, наоборот, увеличится до единиц. Lada сейчас продает автомобили ежегодно, а Dacia, поэтому продажи увеличатся на треть. Однако цель АВТОВАЗа в России — сохранить долю рынка не менее 20%.
Помимо известных в России марок Logan, Duster и Sandero, Dacia выпускает еще несколько моделей, в том числе Крутой минивэн.
Президент АВТОВАЗа Ив Каракатзанис с оптимизмом смотрит в будущее, что и понятно — французы когда-то управляли румынским крылом Renault, поэтому он, безусловно, понимает и близок к целям объединения:
— АВТОВАЗ привносит свою эффективную бизнес-модель и конкурентные преимущества во вновь созданное бизнес-подразделение Dacia-LADA. По его словам, запуск новой «Нивы» станет чрезвычайно важной вехой для LADA в России и откроет перед брендом новые горизонты.
Модели Dacia разных лет: раньше был национальным румынским производителем, но позже перешел под контроль Renault и добился успеха на европейском уровне
И напоследок несколько слов о новой сестре АВТОВАЗа – Dacia. Румынская марка появилась уже в 1980 году, а спустя треть века была продана Renault (то же самое позже произойдет и с АВТОВАЗом). Под французскими корнями Dacia расцвела: седан Logan, который продается в России под маркой Renault, — первый продукт «новой Dacia», ставший хитом в Европе, а с тех пор — и в России. Dacia Logan и его платформа B0 породили целое семейство автомобилей, в которое теперь входят Duster и Sandero, а также производные, такие как Lada Largus и Renault Kaptur. Успех Dacia, возможно, вдохновил Renault на покупку АВТОВАЗа, а теперь и на его слияние. Опыт Dacia также подтвердил успешность принципа одной бюджетной платформы, и пока такое однообразие скучно (а нам жаль Весту), на практике армия клонов выгоднее множества разношерстных героев.
В прошлом году АВТОВАЗ взял под полный контроль Chevrolet Niva, которая теперь называется Lada Niva Travel, и получил новый дизайн.
Самым харизматичным начальником АВТОВАЗа был швед Бо Андерссон: мы публиковали воспоминания его сотрудника, из которых понятно, почему Lada Vesta стала хитом.
И это парадоксальное сравнение «Лады Вест» и «Тойоты Камри» от человека, который регулярно ездит на обеих машинах.