Всегда трудно говорить о себе. Не потому, что нечего сказать, а потому, что сразу начинаешь перебирать, что важно, что нужно, а что неважно. Постараюсь идти последовательно.
Правда, я родился в Москве, но почти всю жизнь провел в Дубне. Здесь мои корни, моя семья, мой дом, мои друзья. После окончания Московского краеведческого института, архитектурный факультет, я практически не работал по специальности — так сложились обстоятельства. На самом деле я не жалею. Я до сих пор убежден, что архитектор – это мужская профессия. И даже успешные женщины в нем одарены мужским складом ума и характером. Видимо это не для меня.
В каком возрасте я начала рисовать — не помню. Но впервые я понял, что рисование — это моя жизнь, когда я был ребенком. Я помню… Маленькая девочка, измученная болезнью, которую не может съесть тело, берет в руку карандаш и начинает рисовать. Что-то придумывать и рисовать. И я рисовала то, что хотелось бы съесть — натюрморт, веточку винограда, персик… И где-то внутри была надежда — а вдруг мне купят тот красивый помидор или вот эту веточку винограда? И аппетит был, и силы, и подъем. Я выжил, но в то время не смог бы судить о случившемся из-за своего возраста. Теперь я понимаю, что именно так я помог себе.
И тогда я пытался изобразить каждое живое событие, каждое впечатление, которое у меня было. Это был фильм, книга, люди, природа. И все на бумаге. По мере того, как человек взрослеет, его чувства взрослеют, становятся умнее, сложнее, все видится по-другому. Но, несмотря на это, каждый художник рисует не то, что видит, а то, что чувствует.
Все события своей жизни я переживаю с помощью рисования. Все, на что моя душа реагирует.
Мои самые сильные впечатления исходят от природы. Люблю лес, жду с нетерпением осени, даже при непрерывном мороси. Весна, воспетая поэтами как возрождение природы, почему-то не оставляет меня равнодушным. Я не вижу этой красоты. Осень полна жизни. А еще цветение, урожай, сочные краски, теплый дождь — это меня каждый раз трогает, как будто впервые в жизни.
Вся моя работа – это опыт. Они так же дороги мне, как воспоминания. Мои картины – это часть моего настроения, поэтому с ними жалко расставаться. Но время идет, мое настроение и душевное состояние меняются и старые работы становятся менее интересными — появляются новые. У каждого артиста есть аудитория. Самые первые мои зрители – это мой сын, родственники и друзья. Те, кто понимает мой опыт.
А вот изображения на бересте совсем другие. Я начал использовать бересту случайно. Мне нужно было сделать оригинальный подарок, который отличался бы от других. На открытии в Загорске я увидела первую работу на бересте, выполненную в технике пресс. Мой друг предложил мне писать на бересте. К своей технике — рисованию темперой — я пришла методом проб и ошибок. На выбор сюжета повлияло архитектурное образование, любовь к прямым и четким линиям в рисунке. В качестве цвета я выбрала коричневый, который хорошо сочетается с цветом бересты.
Подарок удался, и тут же поступили первые запросы на работу на заказ. С тех пор моя «береста» разлетелась по всему миру — от Японии до Америки, Европы и Азии. Сейчас мои работы продаются в художественных салонах Малоярославца и Дубны, в Galeria Dmitrowska и по индивидуальным заказам.
Подготовить бересту к работе совсем не сложно – желающие могут прийти ко всему самостоятельно. А если начнете, пожалуйста, соберите бересту с мертвых деревьев, срубленных или срубленных. Меня спрашивают, не жалко ли мне расставаться со своими картинами. Это отличается. Иногда, как и в случае с «берестой», я думаю, что людям это нужнее. Хотя мои картины тоже разбросаны по разным местам. Вообще, продавать работу или нет, зависит от вашего эмоционального отношения к ней.
Работаю в художественной школе десять лет. Мне очень нравится, очень! Сложно объяснить это одним словом — мне нравится общаться с детьми, обсуждать те или иные вопросы, осознавать, что всегда открываешь для них и для себя что-то новое. Приобщение к чистоте, неприкосновенности и непосредственности детей – это такой всплеск эмоций, что его трудно переоценить. До сих пор помню своего учителя. Остается теплота, память, определенная ею направленность. Я бы хотел, чтобы мои ученики когда-нибудь запомнили меня таким же. А пока мы с ними учимся — рисовать, смотреть и понимать. Ходим на выставки, гуляем по городу, выезжаем за город. Все они очень разные. Мы не знаем, станет ли кто-то из них художником или нет, но то, что они знают и понимают сейчас, это многое и может сделать их жизнь прекраснее. Для меня важно то, что я научил их этому.