1. У Франциска, евангелиста, был обычай никогда не оставаться праздным, но всегда делать добро. Так что он был подобен одному из высших духов, поднимающихся по лестнице Иакова к Господу, а затем спускающихся к своим ближним. Он так мудро использовал свое время, что часть его посвящал работе для других, а другую часть — созерцанию и восхождению.
Следовательно, он иногда уходил в другие места, чтобы позаботиться о здоровье и спасении других, и тогда, оставив шум и гам толпы, он искал место покоя и уединения, где он мог бы более свободно медитировать на Господа и встряхнуть пепел с ног своих во время своего общения с людьми.
Так, за два года до посвящения духа Богу, Франциск, ведомый Божественным Промыслом, уже проделав немало дел, был приведен на высокую гору, называемую Верной.
Там, по обыкновению своему, он начал сорокадневный пост во славу святого Архистратига Михаила, исполненный большей, чем обычно, сладости созерцания высших тайн, исполненный горячего желания увидеть небесное. По воле Господа он чувствовал, что в нем умножаются дары небесной благодати. Таким образом он возвысился до невиданной высоты, не как любознательный, ищущий величия, не думая, что искание славы есть не слава, а как благоразумный и верный раб, пытавшийся понять волю своего Господа и всегда к этому стремившийся. будет с величайшим усердием наполнять.
2. Ибо побуждена была душа его гласом свыше, чтобы он открыл Евангелие, и тогда Христос откроет ему, что в нем наиболее угодно Господу и что ему угодно.
Тогда Франциск с величайшей любовью помолился Господу и, взяв от алтаря книгу Святого Евангелия, попросил своего спутника, святого и верного Господу человека, открыть ее трижды, во имя Святого Троица.
И потому, что когда последний трижды открывал книгу, каждый раз появлялось описание Страстей Господних, этот человек, верный Господу, осознавал, что, как он следовал за Христом в делах своей жизни, так перед уходом из этого мира он должны следовать за Христом в Его страданиях и в Его Страстях распятия.
И хотя его тело, измученное суровостью жизни и разделяющее крест со Христом, было совершенно изнурено, он нисколько не унывал и воодушевлялся мученической смертью.
В нем возгорелось непобедимое пламя любви к кротчайшему Иисусу, пламя такое сильное, что даже великие воды не могли потушить огонь такой сильной любви.
(3) Так, увлеченный пламенем серафической любви, он вознесся к Господу и чрез великую любовь и сострадание преобразился в того, кто по Своему милосердию готов был быть распят за нас.
И когда наступило утро Воздвижения Креста Господня и Франциск еще молился на горе, он увидел Серафима с шестью крыльями, спускавшегося с высоты неба, и крылья его переливались светом огня. В быстром полете он достиг места, где в воздухе молился человек Божий, и тогда среди его крыльев явился образ распятого человека с раскинутыми, как крест, руками и ногами и пригвожденным к кресту. Два крыла серафима простирались над его головой, двумя он поддерживал свое тело в полете, двумя нижними закрывал свое тело.
При виде ее онемел человек Божий — радость и печаль пронзили его сердце.
Он обрадовался столь милостиво ниспосланному ему видению, ибо знал, что сам Хрсифос явился ему в образе Серафима, но печаль и сострадание к распятому на кресте пронзили его душу, как меч.
И тем более он восхищался таким удивительным видением, что слабость и страдания распятия совсем не походили на бессмертие духа Серафима.
Наконец он понял — ему явился Господь! — что было намерение Божие, чтобы это видение предстало перед его очами, дабы друг Христа заранее знал, что не мученичеством плоти, но всем устремлением духа он может преобразиться и уподобиться Христос распят. И когда видение исчезло, в сердце его остался пламень восторга, а на теле остались не менее чудесные знаки и знаки.
На его руках и ногах появились следы от гвоздей, такие же, как те, что он видел на распятом теле мгновением ранее. И его руки, и ноги, казалось, были проколоты гвоздями в центре, так что след от гвоздя был виден на внутренней стороне рук и снаружи на ногах, а острие, казалось, выходило сзади, так как след от шляпки гвоздя был черным. и округлый, и был виден след шпоры, он был удлинен и закручен, как будто тело вытягивалось и поднималось и пронзало в этом месте, в то время как тело отступало и рушилось вокруг него.
На правом боку его, как будто копье пронзило, вырос малиновый шрам, из которого с тех пор часто сочилась святая кровь, стирая гимнастерку и штаны.
4. 4 Раб Божий, видя, что такие вопиющие стигмы не могут быть скрыты от его ближайших сподвижников, и в то же время опасаясь раскрыть тайны Господни, смущался, не зная, не лучше ли ему рассказать их об этом сам или если он должен молчать об этом.
Наконец, он созвал некоторых братьев и, не открывая им сути дела, но представив им сомнение как мнимый и «общий» случай, попросил их совета. Один из братьев, по имени Иллюминат, узнав, что его отцу опять было какое-то чудесное видение, от которого он впал в такое изумление и недоумение, сказал святому: «Брат, ты знаешь, что тайны Господни открываются тебе не только для вашего блага, но и для блага всех остальных.
Следовательно, есть вполне обоснованное опасение, что, умолчав о том, чем многие должны пользоваться, вас обвинят в том, что вы скрыли свой талант в земле».
Тронутый этими словами, святитель сказал, как иной пророк: «Слава праведникам!» — и затем, хотя и с великим страхом, он последовательно рассказал о своем видении, прибавив, что явившийся ему также открыл ему и многое другое, чего он, пока он жив, не может никому рассказать.
Итак, мы должны признать, что в речи блаженного Серафима на кресте были неизреченные слова, которые человек не может сказать.
5.После того как истинная любовь Христа преобразила возлюбленного в такой же образ, Франциск, как и намеревался, провел сорок дней в одиночестве, а когда наступил праздник Архангела Михаила, ангелоподобный супруг Франциск сошел с горы, неся с собой образ Распятого — не каменные доски, не карты, сделанные и написанные человеком, а образ, запечатленный на живом теле и перстом живого Бога. А так как правильно скрывать тайны царя, то посвященный человек изо всех сил старался скрыть эти знаки.
Но так как Господу угодно было открыть многие дела, которые Он сотворил во славу Свою, то и Сам Господь, тайно начертавший на нем эти стигмы, явил через него такие чудеса так ясно, что эта тайная и чудодейственная сила стигм открылась во многих отчетливые признаки.